1. Ошибки при зачистке
Подготовительный этап ремонта является крайне ответственным, но часто выпадает из зоны внимания мастеров. От того, как будет подготовлена ремонтная поверхность, зависит успех всего ремонта.
- При зачистке резины абразивным камнем обороты пневмодрели не должны превышать 2500–5000 в минуту. Инструмент с большим количеством оборотов можно применять только для обработки металлокорда специальными твердосплавными бурами. Использование высокооборотистой пневмодрели с абразивным камнем может вызвать расплавление верхнего слоя резины, и при дальнейшей эксплуатации шины подгоревшая резина начнет вести себя как пластилин: чем сильнее нагревается шина, тем мягче и слабее становится поврежденный участок. Признаком необратимых изменений в резине является появление дыма при зачистке.
- Не допускайте попадание конденсата и масла на зачищенную поверхность. При работе пневмоинструментом, особенно в холодное время года и в условиях повышенной влажности, происходит образование большого количества конденсата, смешанного с маслом. Чтобы обезопасить зачищенную поверхность, необходимо надевать на шлифмашинку отрезок велосипедной камеры для отвода отработанного воздуха за пределы рабочей зоны.
- Используйте для финишной зачистки под пластырь карбидные фрезы в форме полусферы. Они позволяют обработать резину быстрее и значительно равномернее, чем дисковые фрезы. Используя дисковые фрезы, вы постоянно рискуете оставить неровности, в которых под пластырем будет оставаться воздух.
- Зачищать место ремонта необходимо под углом не менее 120° в боковой зоне шины и 90° на беговой дорожке. Края пореза следует обрабатывать как можно тщательнее, не оставляя изломов и мест концентрации напряжения. Никогда не оставляйте под пластырем разрывов с необработанными краями. В таких местах проблемы возникают в первую очередь. Сперва лопнет декоративная резина, а затем протрется и пластырь.
- Всегда обеспечивайте сырой резине, используемой для косметического ремонта внешней стороны шины, возможность попасть внутрь пореза и соединиться с химическим слоем пластыря.
- При ремонте шин, в которые раньше был залит герметик проколов, или шин, которые накачивались путем воспламенения бензина, требуется полное удаление гермослоя в зоне ремонта.
2. Ошибки при обезжиривании
Обезжиривать место ремонта следует только специальным буферным очистителем, совместимым с клеем. Кроме своей непосредственной функции, буферный очиститель выполняет еще одну, вспомогательную: он размягчает верхний, грязный слой резины и облегчает работу скребком.
3. Неправильное использование клея
Отслоение пластыря по клеевому слою – это самая распространенная причина брака. Этот дефект чаще всего проявляется из-за нарушения правил работы с клеем:
Загустение клея происходит при испарении растворителя, который разрыхляет верхний слой резины и облегчает проникновение клея внутрь. Таким образом, когда вы используете загустевший клей, следует понимать, что в нем уже недостаточно активных компонентов для эффективного сшивания пластыря с поверхностью шины. Поэтому хранить быстросохнущий клей лучше в холодильнике и доливать в расходную банку по мере необходимости. Расходная банка должна быть широкой и низкой, с узким горлышком.
При несоблюдении условий хранения клея (температура не выше +23°С, темное помещение) и в случае попадания в банку посторонних веществ происходит его сворачивание. Такой клей нельзя использовать для «холодной» вулканизации, однако он пригоден при "горячем" одноэтапном ремонте, когда под действием температуры и давления остаточная химическая активность клея резко возрастает.
Избежать старения и сворачивания клея можно, если кисточку из банки не использовать для промазывания пластырей перед установкой, так как их химический слой содержит вещества, вызывающие загустение клея.
Часто случается так, что мастер откладывает промазанную клеем шину на просушку и забывает о ней, а в это время клей успевает пересохнуть.
В этом случае при установке не произойдет плотного прилегания пластыря к клею и химическая вулканизация будет протекать медленно и не по всей площади. Если ремонт выполняется двухэтапным «холодным» методом, то пересушенную ремонтную поверхность необходимо повторно промазать клеем. При одноэтапном методе эта мера не требуется, так как при нагревании пластыря под давлением пересохший клей активизируется и качество ремонта не снижается.
В случае установки пластыря на непросохший клей, возможно его сползание от центра повреждения и, как следствие, появление вздутия на шине после ремонта.
- густой клей
- низкая температура воздуха
- холодная шина
- слишком толстый слой клея
- грубая зачистка ремонтной поверхности
- неравномерное нанесение клея из-за жесткой/изношенной кисти.*
* Наша компания проводит испытания материалов РОССВИК на совместимость с клеями ведущих производителей, представленных в России. По результатам многолетних наблюдений, с ремонтными материалами РОССВИК мы рекомендуем использовать клеи Maruni и Tip-top.
Для ремонта всех видов шин ведущие производители расходных материалов рекомендуют использовать тяжелые клеи, изготовленные на основе более активных растворителей. Клеи ROSSVIK, Maruni, Tip-Тop относятся к тяжелым негорючим клеям. Тяжелые клеи не боятся перегрева во время эксплуатации шины, они более густые и прочные.
Отличить легкий и горючий клей от тяжелого и теплостойкого можно по весу, материалу упаковки (тяжелый клей разливается только в металлические банки) и значку «огнеопасно» на этикетке.
Следует помнить, что при переходе на клей другого производителя необходимо найти правильный режим сушки.
4. Использование старых пластырей
Будьте внимательны при установке пластырей со следами старения и прикосновений. В местах касания химического слоя пластыря руками образуется потожировая пленка, которая снижает клейкость адгезива. Чтобы удалить эту пленку и «освежить» химический слой, достаточно пластырь перед установкой промазать клеем и просушить.
5. Использование пластырей с подвулканизированным химическим слоем.
Все расходные материалы для "холодной" вулканизации должны храниться в темном месте при температуре не выше 23°С .
Если не соблюдать рекомендованные условия хранения, химический слой будет быстро стареть и самовулканизироваться. Для проверки состояния химического слоя расходник нужно согнуть пополам. Химический слой должен слегка слипаться, а после разгибания чуть «волниться» на месте сгиба. Если есть сомнения в годности химического слоя, то такие пластыри следует устанавливать только одноэтапным методом на прослоечную резину, предварительно зачистив подвулканизированный химический слой текстурной щеткой.
6. Зашивание пореза нитками
Часто приходится выслушивать доводы шиноремонтников в пользу прошивания пореза нитками. Некоторые из них уверены в пользе шитья, так как при этом не возникает вздутий на шине после ремонта. Им мы предлагаем найти первопричину появления грыжи после установки пластыря.
В 90% случаев вздутия появляются при выполнении ремонта на С-образном вулканизаторе. Нагревательные элементы С-образного вулканизатора имеют плоскую и жесткую поверхность и слабо прижимают покрышку в зоне ремонта, поэтому сырая резина при зажимании вулканизатора проникает в порез и раздвигает его слабосжатые края. В итоге порез вулканизируется в раздвинутом состоянии и после ремонта на этом месте образуется вздутие грыжа.
В стремлении избежать вздутия ремонтники накладывают меньше сырой резины или уменьшают давление вулканизатора. В результате вулканизации при недостаточном давлении резина получается пористой и непрочной, а работу приходится переделывать.
Мы рекомендуем проводить ремонт на двухстоечном вулканизаторе «Термопресс», у которого такой проблемы не существует, так как порез перед вулканизацией уже зафиксирован пластырем, и обжим места ремонта происходит равномерно по всей площади профильного лекала без деформации каркаса шины.
Вывод
Перечисленные ошибки могут быть допущены любым шиноремонтником, но возможность нейтрализовать их последствия будет только у того, кто на последней стадии ремонта завулканизирует повреждение одновременно с пластырем, то есть применит одноэтапную технологию ремонта. И наоборот, при «холодной» двухэтапной вулканизации все перечисленные ошибки будут напрямую снижать качество ремонта и приведут к браку.